Комментарий к письму Минпроды №125009872-ОГ, которое противоречит статье 24.7 ФЗ-89

По многочисленным просьбам пользователей сайта ecoindustry.ru публикуем ответ на вопрос:

Разъясните пожалуйста письмо Минприроды России о реализации положений Закона 89-ФЗ в части обращения с ТКО №1250098720Г от 29.11.18г за подписью Колодкина А.В.,где они ссылаются письмо Минстроя от 13.11.2018 № 49642-ОГГ/06 — (на официальных сайтах минстроя и минприроды, письма с такими номерами не опубликованы) . В данном письме идёт ссылка на статью 24.7 ФЗ-89, что все собственники ТКО, юр. лица, собственники МКД и частных домовладений в результате деятельности которых образуется ТКО — заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Пишут что данная норма существенным образом дополняется положением пунтком 5 статьи 30 жилищного кодекса РФ.Таким образом, обязанность заключения договора с рег. оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юр.лицах и ип, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.

Ознакомившийся со статьёй 24.7 ФЗ-89, мы не нашли никаких формулировок и том что обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению ТКО осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД. Получается что данном письме Минприроды — статья 24.7 ФЗ-89 содержит противоречия. Мы являемся оператором (перевозчиком ТКО) в своей зоне. Просим Вас дать пояснения опубликованного письма.

Отвечает Валерия Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Ответ:

Итак, предположительный вопрос, на который отвечал госорган:

На кого возложена обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО?

Ответ госоргана:

Обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в многоквартирных домах и собственниках частных домов, а также на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в помещениях многоквартирных домов и частных домах.

Правовое обоснование:

[положения, на которые ссылается Министерство, процитированы в соответствии с действующими редакциями законодательных актов, несмотря на их вольное (близко к тексту) изложение в Письме]

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п. 4 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ:

собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. [...].

_________________

К сожалению, доподлинно, не известно, как был задан вопрос, на который отвечал госорган.

Возможно, именно поэтому ответ получился не читаемым.

Разумеется, наибольший сумбур вносит слово «только». Что именно оно подчеркивает?

С одной стороны, Министерство ссылается на п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, где речь идет только о собственнике жилого дома или части жилого дома.

Но в ответе собственников вдруг дополняют «юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в помещениях многоквартирных домов и частных домах».

Поэтому допустимы 2 догадки о том, какую мысль пытается донести госорган.

Версия 1.

Применительно к многоквартирным домам и частным жилым домам договор с региональным оператором по обращению с ТКО должен заключить именно собственник помещения, а не арендатор и не управляющая компания, обслуживающая дом.

Про ТКО, образующиеся вне многоквартирных домов и частных жилых домов, в письме речь просто не идет. И это не значит, что лица, образующие ТКО вне многоквартирных домов и частных жилых домов, не должны заключать договоры с региональным оператором. Просто данное письмо не о них.

Версия 2.

Договор с региональным оператором должен заключаться только применительно к ТКО, которые образуются в многоквартирных домах и частных жилых домах.

Может ли быть так, что ТКО образуются вне многоквартирных домов и частных жилых домов, в письме не разъясняется. Да это и не важно – образуйте за пределами многоквартирных домов и частных жилых домов какие угодно отходы – заключать в их отношении договор с региональным оператором не требуется.

Вторая версия толкования письма – при всей ее привлекательности – вступает в явное противоречие с положениями ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Так, из определения понятия «твердые коммунальные отходы» с очевидностью следует:

1) твердые коммунальные отходы образуются в процессе жизнедеятельности физических лиц;

2) твердые коммунальные отходы могут образовываться в процессе деятельности любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) отходы, образуемые в процессе деятельности любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признаются твердыми коммунальными отходами при условии, что такие отходы подобны по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В свою очередь, из п. 4 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что обязанность по заключению договора на оказание услуги по обращению с ТКО возложена на любых собственников ТКО – не важно, в многоквартирных домах или на промплощадке они образовались [исключение составляет лишь случай, указанный в п. 6 ст. 24.7 федерального закона].

В связи с указанным, не может не вызывать удивление вывод Минприроды России, не сопровождаемый какими-либо пояснениями, о том, что:

обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только:

1) на собственниках помещений в многоквартирных домах и собственниках частных домов;

2) а также на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в помещениях многоквартирных домов и частных домах.

При этом ограничение круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанных заключать договоры с региональными операторами, исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в помещениях многоквартирных домов и частных домах (несмотря на привлекательность подобного вывода), не соответствует положениям законодательства и является необоснованным.

Здесь стоит заметить, что Жилищный кодекс РФ имеет ограниченную сферу действия, определенную в ст. 4 данного Кодекса.

Правила, касающиеся ТКО, даны в Жилищном кодексе РФ именно с учетом сферы его действия – применительно к многоквартирным домам и частным жилым домам.

Сфера действия ФЗ «Об отходах производства и потребления» при этом не ограничена жилищными отношениями.

ecoindustry.ru