Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

«Додж». Мы уже рассказывали о самом распространённом автомобиле этой марки, Dodge WC-51, который «три четверти».

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Сегодняшний экспонат относится к модификации WC-21, несколько отличавшейся от WC-51 и WC-52, которые массово поставлялись по ленд-лизу.

Но начнем сегодня не с «Доджа», а с изделия фирмы «Белл». Конкретно – с истребителя «Белл» Р-39 «Аэрокобра».

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Эти самолеты массово шли к нам, за что спасибо американским союзникам. Очень много немецких самолетов было «приземлено» благодаря этим самолетам, ну а про Александра Ивановича Покрышкина в нашей стране, слава богу, не знают только окончательные жертвы ЕГЭ.

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Но по порядку.

Итак, самолеты по ленд-лизу к нам пошли. Это факт. И когда они начали приходить, неожиданно выяснилось, что у американцев просто восхитительные радиостанции на самолетах. По сравнению с отечественными.

Ну и ни для кого в мире связи не секрет, что диапазоны частот у каждой армии свой. И наши, что совершенно неудивительно, с американскими частотами не очень дружили. Были совместные диапазоны, нельзя сказать, что вообще нельзя было связаться, но тем не менее. Потребовались дополнительные радиостанции для постов ВНОС, корректировщиков и далее по спискам.

Вот так в СССР оказались наши герои: «Доджи» серии Т-214, модификации WC58, WC64, WC54. Так называемые «Radio truck». На фото «Додж» WC-21 из коллекции Музея военной техники УГМК в Верхней Пышме, но, если верить справочникам и сведущим людям, различия минимальные.

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Что представлял собой этот автомобиль?

По сути это все тот же «Додж» «три четверти», только без пулемета, превращенный в мобильную радиостанцию.

Вариант просто великолепный. Машина проходила фактически там, где проходили танки, только быстрее. Радиостанция позволяла не просто руководить самолетами, но делать это с большим комфортом.

ТТХ «Додж» WC-21

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Двигатель: рядный, 6-цилиндровый, бензиновый, объём 3770 см3
Максимальная мощность: 92 л. с., при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент: 249 Н·м, при 1200 об/мин

Максимальная скорость: 87 км/ч
Грузоподъемность: 750 кг
Собственная масса: 2315 кг

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина
Чехол для личного оружия. Обычная вещь для американских автомобилей и мотоциклов.

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Естественно, каждый автомобиль снабжался набором шанцевого инструмента, жизненно необходимого для того, чтобы пройти всюду.

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Ну и наконец, то, ради чего все затевалось. Полезная нагрузка.

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Мы видим здесь фактически этакий полевой офис. Радиостанция (можно было легко установить две), место для стенографиста с возможностью напечатать документ, и, собственно, место для руководителя всего этого.

То есть экипаж такой машины мог варьироваться от 2 до 4 человек.

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Теперь о Покрышкине.

В его мемуарах, к огромному моему сожалению, ни слова не сказано о том, на какой машине он перемещался. То есть, рассказов о том, что «Тигр» (позывной) выдвигался на передний край полно, а вот на чем — вопрос. так что признаюсь честно, это мой личный домысел, основанный, правда, на разговорах с сотрудниками музея в Верхней Пышме.

Могла такая машина быть в полку, которым командовал Покрышкин? Естественно. Полк с 1942 года использовал «Аэрокобры». Соответственно, наличие радиомашины (а может, и не одной) в таком полку более вероятно, чем у воевавших на «Яках».

Более того, учитывая, как Александр Иванович отзывался о предыдущем командире, можно сделать вывод, что как радиостанция она не использовалась вообще.

Зато не любивший сидеть в штабе Покрышкин просто обязан был оседлать именно «Доджа», поскольку установка радиостанции такого класса на «Виллис» мне кажется делом сомнительным.

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

Микрофон и гарнитура весьма похожи.

В «Небе войны», в заключительной части, рассказывая о том, как он организовывал взаимодействие летчиков с остальными частями наступающей Красной армии, Покрышкин не раз писал о том, что «Тигр» обязан был следовать за своими летчиками, направлять, указывать, подсказывать.

Если так, то лучше машины для такой работы придумать вряд ли получится.

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

topwar.ru