Статья из газеты:
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 51 19/12/2018
Президент Беларуси – об объединении с Россией и убытках от действий Москвы.
Александр Лукашенко. © /
Reuters
data-url="http://www.aif.ru/politics/world/aleksandr_lukashenko_mne_skazhut_chto_prodalsya_za_neft"data-oldurl="http://www.aif.ru/politics/world/2712647"
data-title="Александр Лукашенко: «Мне скажут, что продался за нефть»"
data-image="https://images.aif.ru/015/861/cba7d25ae47791dd3ae1ea0931836d73.jpg"
data-description="Президент Беларуси – об объединении с Россией и убытках от действий Москвы.">
В минувшую пятницу президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с российскими журналистами. Всего приехало человек 80 из 44 регионов. Встреча продолжалась 4 часа.
«Приходилось слышать, что за время независимости россияне нам якобы аж 100 млрд долл. отвалили. Да белорусы подавились бы, если б было так», – сообщил Лукашенко «для затравки». И в альнейшем не особо стеснялся образных выражений.
Союзник с большой буквы
Глава Беларуси считает, что в России о соседе знают мало: «В этом году от вас приезжали 20 глав регионов, с каждым я встречался. И все встречи освещались в нашей прессе. А что узнали о них в ваших регионах? Из местной прессы, федеральных СМИ? Что вообще российский зритель знает о Беларуси? Благо хоть эта мусорка есть – Интернет. Чтобы наш спутник вещал – такие пошлины выставляют, что ахнешь. И это Союзное государство?!» – горячился Лукашенко. Но тут же обратился к залу: «И всё же какие бы искры ни летели – не пытайтесь разжигать из них пламя, это рабочие моменты».
По словам президента РБ, «в интеграционных процессах мы готовы двигаться дальше, но при условии железобетонного выполнения достигнутых ранее договорённостей». И тут же спросил: «А готова ли Россия сегодня принять Беларусь? Шесть наших областей? И как на это посмотрят у нас, у вас, как отнесётся международная общественность?! А мне вообще скажут, что продался за нефть».
Лукашенко извинился за публичный спор с Путиным
Батька ещё долго горячился и был вроде бы убедителен, но вскоре из Москвы последовал ответ. Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что Минск в Москве по-прежнему рассматривают как «союзника с большой буквы», вопрос объединения России и Беларуси в одно государство с президентом Путиным во главе даже не обсуждался, а все вопросы дальнейшей интеграции предусмотрены договором о Союзном государстве, и ничего нового с тех пор не придумано.
Главным препятствием в отношениях РФ и Беларуси Лукашенко считает введение налогового маневра. «Разрушается основа нашего союза, в который вы нас звали. В такой союз мы бы не пошли, – сокрушался он. И пояснил: – Если мы не договоримся, то этот налоговый маневр на нас будет идти постепенно с 2019 по 2024 г. В 2019 г. мы можем потерять 400–500 млн долл. Да, это приличные деньги, но не катастрофа для страны. Просто мы будем вынуждены переформатировать в какой-то степени нашу внутреннюю, внешнюю политику».
Москва слезам не верит
Как пояснили позже в Москве, переговоры по поводу компенсации потерь от налогового маневра и скидок на газ действительно были фактически сорваны: вице-премьер РФ Дмитрий Козак отказался обсуждать эти вопросы с белорусской делегацией. «Российская сторона выдвигает две парадигмы. Первая – это упразднение различных серых или просто контрабандных схем, которые использует Беларусь и которые бьют по российскому бюджету. Вторая – полноценная экономическая интеграция. Но есть ещё и общая внешнеполитическая площадка. Например, если мы Союзное государство, то невозможно, чтобы одна его часть приветствовала присоединение Крыма, а вторая – нет. Есть и другие проблемы. Если бы мы чувствовали локоть нашего союзника, на внешней арене вопросов возникало бы меньше. Лукашенко об этом не раз говорили, но тот реагирует болезненно», – объяснил позицию Москвы политолог Андрей Суздальцев.
Тем не менее большие надежды белорусский президент возлагает на встречу с Путиным. Она намечена на 25 декабря.
Были и другие интересные вопросы. Например, о возможности ввода белорусских войск в Донбасс. «Если бы вам предложили…» – начал вопрос журналист. «Так это мы и предложили, а не нам, – напомнил Лукашенко. – Я готов был как главнокомандующий отдать распоряжение ввести туда, куда договорятся Путин и Порошенко. Первыми ответили украинцы: нам этого не надо. А россияне в ответ промолчали».