Вопрос: Обращаемся к Вам за разъяснением действующего законодательства, а именно: какой документ (закон, постановление и т.п.) регламентирует сроки и порядок осуществления/подачи (и в какой орган? Мы являемся объектом регионального надзора) технического отчета по результатам годового контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Отвечает Бирюкова Надежда, эксперт сайта ecovopros.ru
Ответ:
Согласно абзацу 7 пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В настоящее время производственный экологический контроль должен осуществляться в соответствии с п. 7 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды». «Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» установлены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74. Требования к форме отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, установлены Приказом Минприроды России от 14.06.2018 г. № 261.
Вместе с тем в настоящее время продолжает действовать статья 25 ФЗ-96, в соответствии с которой производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. При этом сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор. Также отметим, что этот пункт включен в список нормативно правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в области охраны атмосферного воздуха (см. Приказ Росприроднадзора от 18.10.2016 N 670 (ред. от 17.04.2018). Однако на федеральном уровне требования к форме и срокам предоставления данных сведений не установлены.
С одной стороны, при направлении отчета по ППЭК в рамках требований ст. 67 ФЗ-7 с учетом уровня поднадзорности в соответствующий орган исполнительной власти Вашего субъекта РФ (Министерство охраны окружающей среды, Департамент природопользования, Комитет по экологии и т.д.), который выдал Вам свидетельство о постановке на гос.учет, Вы номинально эти требования исполните, т.к. форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 14.06.2018 г. № 261, содержит все необходимые сведения.
С другой стороны, надзорные органы могут подойти формально к данному вопросу и потребовать предоставить отчетность только по результатам производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (в виде, например, технического отчета) и/или попытаться привлечь к ответственности за ее отсутствие. Отметим что, необходимо изучить соответствующее региональное законодательство, возможно, что в Вашем регионе требования к предоставлению данных сведений установлены.
Исходя из нашей судебной практики, при отсутствии четкого регламента по предоставлению данного отчета по результатам производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также при направлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля по форме, утв. Приказом Минприроды России от 14.06.2018 г. № 261, требования о предоставлении дополнительной отчетности можно будет оспорить.
Но если Вы не хотите судебных разбирательств, то можете направить официальный запрос о необходимости направления отчетности только по результатам производственного контроля за охраной атмосферного воздуха в соответствии со ст. 25 ФЗ-96 с учетом положений ст. 67 ФЗ-7 или, еще проще, направить данные сведения в уведомительном порядке в свободной форме (если соответствующие региональные требования отсутствуют). Как правило, такие отчеты содержат сведения об ответственном лице, сводную таблицу о результатах контроля, согласно плану-графику, утвержденному в рамках разработанного ПДВ, соответствующие копии протоколов проведенных замеров с приложением аттестата лаборатории и/или расчета (если контроль осуществлялся расчетным методом).