В соответствии с частью «б» п. 7 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов») соискатель лицензии должен иметь принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании технические средства и оборудование. Соответствует ли требованиям части «б» п. 7 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов ситуация, когда необходимые для получения лицензии технические средства и оборудование принадлежат соискателю лицензии (индивидуальному предпринимателю) на основании договора о совместной деятельности (в качестве товарищей выступили индивидуальные предприниматели, внесенное имущество планируется использовать для осуществления указанной деятельности)?
Ответ: К сожалению, мы не можем однозначно ответить на Ваш вопрос.
Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию (п. 34 ч. 1 ст. 12Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Одним из лицензионных требований к осуществлению указанной деятельности является наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления (пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287). Нормативными актами перечень таких «законных оснований» не конкретизирован.
Согласно п. 1 ст. 1043 ГК РФ внесенное в качестве вкладов по договору простого товарищества имущество, которым товарищи обладали на праве собственности, признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства. Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по иным основаниям, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей. Следовательно, если имущество или право пользования имуществом внесено в качестве вклада по договору простого товарищества, соответствующее имущество может рассматриваться как принадлежащее участникам простого товарищества на законном основании. Поскольку обратное нормативными актами не предусмотрено, при рассмотрении конкретных дел арбитражные суды нередко указывали на то, что описанные обстоятельства могут подтверждать факт соблюдения лицензионного требования о необходимости наличия у соискателя лицензии того или иного имущества (смотрите, например, постановления: Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 N 20АП-4971/10, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 N 08АП-8981/14, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 N Ф08-6042/06-2519А)*(1). Однако можно обнаружить в практике и иной подход (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2009 N А56-31643/2009).
В связи с этим напомним, что согласно п. 1 ст. 247ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом. Специфика отношений в сфере лицензирования предполагает недопустимость участия в осуществлении подлежащей лицензированию деятельности лиц, которые не имеют соответствующей лицензии и (или) не соответствуют лицензионным требованиям. Приведенное обстоятельство, как нам представляется, может пониматься как означающее, что если для получения лицензии соискатель должен обладать определенным имуществом, то наличие возможности использовать это имущество у третьих лиц (или необходимость получения соискателем согласия таких лиц на использование имущества) свидетельствует о несоблюдении соответствующего лицензионного требования. Косвенное подтверждение изложенному можно обнаружить в судебной практике (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 21.04.2014 N Ф09-1963/14). В связи с изложенным мы полагаем, что риск отказа в выдаче лицензии при описанных обстоятельствах исключить нельзя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь