Ответы на часто задаваемые вопросы приведены далее.
1. Чем подтвержден ваш статус как регионального оператора?
Протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области ООО «Экология-Новосибирск» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области.
Статус присвоен 25.07.2018 г. — с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области.
2. Чем (каким нормативным актом) утвержден типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО?
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».
3. Когда будет известен тариф на услугу, оказываемую региональным оператором? Кто устанавливает тариф? Какие будут расчетные единицы, в отношении которых установлен тариф?
В соответствии со статьей 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемому виду деятельности.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 № 74-п «О департаменте по тарифам Новосибирской области» полномочия по утверждению единого тарифа регионально оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами закреплены за департаментом по тарифам Новосибирской области.
Согласно п.85 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» единый тариф регионально оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается: руб./куб.м (руб./тонна).
4. Какой будет размер тарифа?
Единый тариф регионально оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждается департаментом по тарифам Новосибирской области.
5. С какого момента можно будет заключать договоры по обращению с ТКО?
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами начинается на территории Новосибирской области не позднее 01.01.2019 г., соответственно заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами возможно со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора.
6. Как будет выстроен процесс заключения договоров? Что потребуется от потребителя-юридического лица? Что потребуется от потребителя-физического лица?
Начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора возможно заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Для заключения письменного договора будет организовано несколько каналов по взаимодействию с потребителями. Заключить договор можно будет:
— с помощью подачи онлайн заявки на заключение договора с сайта Регионального оператора либо направить заполненный вариант заявки на электронный адрес info@ro-nso.ru с дальнейшей передачей оригиналов, а также сканированных копий необходимых документов по адресу г. Новосибирск, ул. Советская, д. 5, офис В-701;
— обратившись в офис ООО «Экология-Новосибирск», расположенный по адресу г. Новосибирск, ул. Советская, д. 5, офис В-701;
— иные каналы о которых будет сообщено дополнительно.
Для заключения договора необходимо:
Потребителям — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:
Заявка на заключение договора, которая включает сведения: полное наименование (для ИП — ФИО), ОГРН и дата присвоения (для ИП — ОГРНИП и дата присвоения), фактический адрес (для ИП — адрес регистрации по месту жительства), юридический адрес, почтовый адрес, ИНН, банковские реквизиты, контактные данные потребителя для направления юридически значимых сообщений- № телефона, адрес электронной почты, наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
Форма заявки с примером ее заполнения размещена на сайте ООО «Экология-Новосибирск» в разделе «Потребителям».
К заявке должны быть приложены следующие документы:
— копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования; (Например, выписка из ЕГРН)
— документы, содержащие сведения о назначении здания, сооружения, нежилого помещения; (Например, выписка из ЕГРН)
— документы, содержащие сведения об общей площади здания, сооружения, нежилого помещения; (Например, выписка из ЕГРН)
— документы, содержащие сведения о виде разрешённого использования земельного участка; (Например, выписка из ЕГРН)
— документы, содержащие сведения о количестве расчётных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта; (для ЮЛ/ИП не обладающих собственной контейнерной площадкой или контейнером)
— документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
— доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя потребителя
— согласие на обработку персональных данных;
— информация в графическом виде о местах накопления ТКО и подъездных путей к ним.
Для собственников жилого дома (домовладения), квартиры в многоквартирном доме при непосредственном управлении и т.п.
Заявление на заключение договора, которая включает сведения: серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, дата рождения, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные потребителя для направления юридически значимых сообщений: № телефона, адрес электронной почты, наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
Копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и(или) пользования (например, свидетельство о регистрации права, выписка ЕГРН и др.);
Документы, содержащие сведения о количестве зарегистрированных лиц, фактически проживающих лиц (например, выписка из домовой книги, справка о составе семьи и др.);
Документ, удостоверяющий личность физического лица — собственника помещения
— согласие на обработку персональных данных.
— информация в графическом виде о местах накопления ТКО и подъездных путей к ним. (Только для лиц, проживающих в многоквартирных домах и общежитиях)
Для управляющей организации /ТСЖ/ЖК/ иного специализированного потребительского кооператива
Заявка на заключение договора, которая включает сведения:
полное наименование
ОГРН и дата ее внесения в реестр, ИНН, фактический адрес, банковские реквизиты
контактные данные для направления юридически значимых сообщений: № телефона, адрес электронной почты, наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, сведения о количестве обслуживаемых объектов и проживающих в многоквартирном доме
К заявке должны быть приложены следующие документы:
— копия лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (для управляющей организации);
— документы, подтверждающие наличие обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов (протокол общего собрания собственников, договор управления и др., приказ ГЖИ о включении многоквартирного дома в лицензию);
— документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
— доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя (для представителя — физического лица также копия паспорта);
— согласие на обработку персональных данных;
— информация в графическом виде о местах накопления ТКО и подъездных путей к ним. (Только для лиц, проживающих в многоквартирных домах и общежитиях)
7. Что будет с теми договорами, которые заключены с транспортными компаниями на текущий момент?
С 01.01.2019 г. в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами начинается ООО «Экология-Новосибирск» на территории Новосибирской области не позднее 01.01.2019 г.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключённые собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно договоры, которые заключены с транспортными организациями в текущий момент, будут считаться расторгнутыми с 01.01.2019 г.
8. На основании чего УК (ТСЖ) обязана проводить общее собрание собственников? Какие формулировки нужно включать в повестку общего собрания?
В соответствии с пп. 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ собственники многоквартирных домов вправе на общем собрании принять решение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами — ООО «Экология-Новосибирск», минуя управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК.
До вступления в силу Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» управляющие организации, ТСЖ, ЖСК являлись посредниками между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Принятый закон позволяет напрямую заключать договор, тем самым исключает возможность сбора денежных средств с потребителей и задержкой перечисления или не перечисления их региональному оператору.
Для принятия такого решения на повестку дня необходимо поставить следующий вопрос:
О заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, с «01» января 2019 г. договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и о внесении платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
9. Какие нормативные документы регулируют вашу деятельность как регионального оператора?
Правовые основы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными определены следующими документами:
— «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ;
— Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
— Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
— Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
— Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Охрана окружающей среды“ на 2012 — 2020 годы»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
— Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»;
— Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;
— Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
— Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
— Постановление Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 N 178-п «Об установлении правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области»;
— Постановление Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 N 176-п «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области»;
— Приказ ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
— «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88);
— ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (текст от 28 декабря 2001 г. N 607-ст);
— Постановление администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па «Об утверждении Схемы территориального планирования Новосибирской области»;
— Постановление Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 N 186-п «Об утверждении схемы территориального планирования Новосибирской агломерации Новосибирской области»;
— Постановление Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 N 10-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015 — 2020 годах»;
— Постановление Правительства Новосибирской области от 28.01.2015 N 28-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области „Охрана окружающей среды“ на 2015 — 2020 годы»;
— Постановление Правительства Новосибирской области от 26.09.2016 №292-п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области».
— Постановление Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем»;
— Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
10. Что будет если потребитель (ФЛ / ЮЛ) не захочет заключать с вами договор.
Согласно постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год размещает в печатных средствах массовой информации, и на своём официальном сайте в сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и необходимые документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в сети «Интернет».
11. Что будет со свалками, находящимися на территории муниципальных районов?
До 01.01.2019 г. принятие участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, в том числе выявление и ликвидация мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов входит в обязанности органов местного самоуправления.
После 01.01.2019 г. в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами.
В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесённых расходов.